…………..АлтайКай

Алтайское горловое пение

Горловое пение

Автор: Дата: Мар-26-2010

Всего алтайцы выделяют до двенадцати стилей горлового пения. Базовых стилей два: кыргыраа и кхомей, из них рождаются все остальные. Способ получения Кая уникален для каждого исполнителя, равно как и его возможности.

Низкие стили:
каргыра — низкий гортанно-горловой звук, напоминающий перекатывающиеся в горах валуны. Этим голосом произносятся, поются насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения.
тумчук каргыра — носовой кыргыраа, более высокий по звучанию голос.

Средние стили:
коомей — двухголосый голос, напоминает звуки открытой Земли, ветра; сказитель зовёт Землю, обращает к ней свою любовь. Нетипичен для Алтая, мало распространен.
тумчук комей — носовой кхомей

Высокие стили:
сыгыт — голос, рожденный из кхомея, слышен как свист ветра с призвуком среднего стиля кхомей. Нетипичен для Алтая, мало распространен.
сыбыскы — носовой голос, подобный свисту ветра, непохож на сыгыт по характеру.

Об искусстве кайчы и алтайском кае

Наиболее распространенный стиль горлового пения на Алтае — это низкий стиль каргыра — особенный низкий гортанный голос. От хрипа этот голос отличает свободное звукоизвлечение, без напряжения голосовых связок. Такой же малой напряженностью отличаются средний кхомей и высокийсыбыскы стили горлового пения, как они представлены на Алтае. Это позволяет излагать, петь насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения. Этим стилем обращаются к Детям Земли, Хану Алтая, Алтай Батырлар.

На Алтае многие могут петь каем, общаясь с природой, Землей, но кайчы, т.е. сказитель, — это не любой человек, который может петь большие сюжеты эпосов. Одно из главных условий признания кайчы — его способность петь героическое сказание от начала до конца горловым пением под аккомпанемент двуструнного щипкового инструмента — топшура. Обучение искусству кая начинается с ранних лет. Ученик, как и учитель, кайчы живёт жизнью эпических героев, все события, происходящие с героями, проходят перед глазами сказителя, который описывает их каем. Запоминания в этой традиции нет — сюжеты живые, задача сказителя — показать слушателю события, которые видит сам, так же ярко. Тональность, ритмика и темп исполения меняются со сменой образов, картин и действия сказания в момент исполнения.
Алтайские кайчы — почитаемые в обществе люди. Они приглашались на праздненства и свадьбы, знаменательные события. В село, где он появлялся, съезжался народ не только из ближайших мест, но и из отдалённых районов. Кайчы были также почётными гостями охотников, которые видели в них человека, способного говорить с Хозяином тайги, со зверями. Перед выходом охотников на промысел кайчы исполнял эпическое сказание, обращаясь к тайга ээзи, Духу Тайги, который одаривал сказителя за исполнение героического сказания.
В 19 веке так описывалось исполение сказания теленгитским кайчы: «Певцу дали в руки топшур. Первые звуки были тихи, слышились только гласные, но вот он воодушевился… и запел. Он пел низкой октавой, мерным темпом, то усиливая голос, то затихая до выразительного шепота… Нервы его напрягались всё более и более… Вся песнь без отдыха велась 4 часа с минутами, но в первый день всё-таки не была окончена. Это была былина об Алтае-Буучае, богатая чисто эпическими красками» (Калачёв А. Былины об Алтае-Буучае. — 1896).