…………..АлтайКай

Алтайское горловое пение

Кайчы начала двадцать первого века…

Автор: Дата: Ноя-11-2010

В кабинете у руководителя республиканского Центра народного творчества Урмата Ынтаева — портретная галерея известных Народных  кайчы Республики Алтай. Среди них — сам Урмат, который признается, что на сцене не очень любит исполнять кай, предпочитая для этого любимые места природы, сила которых передается кайчы. Он может исполнять кай в различных стилях, и, вне сомнения, как и у каждого сказителя, у него есть абсолютно свое, уникальное — понимание, ощущение и воспроизведение кая. От древности и до наших дней — рекой памяти — перетек кай через поколения. Что есть он — в начале двадцать первого века, сохранившийся в искусстве и крови алтайского народа и вобравший в себя его природную и духовную энергию? Об этом своими мыслями делится Урмат Ынтаев, много раз вместе со своим ансамблем «Алтай Кай» показывавший свое исполнительское мастерство в разных точках планеты.

— Урмат, кай — это культурное достояние алтайцев и это тайна… Хорошо ли кай исследован и изучен к настоящему времени, на Ваш взгляд, и что привносят в него современные кайчы?

— Музыкальные нотные материалы и справочники, какие-то издания в направлении кая и кайчы долгое время отсутствовали, хотя этнографы, включая В. Радлова,  Г. Потанина и А. Анохина, изучали кай. Большой вклад в развитие этой темы внесли С.С. Суразаков и ученые нашего Научно-исследовательского института алтаистики (З.С. Казагачева, И.Б. Шинжин и другие).

Исследования в основном относились к текстам эпосов, а музыкальных серьезных работ по каю нет и сейчас. Это уже предполагает огромный труд музыковедов, ведь в каждом районе — свое направление в этом искусстве, которое, являясь нематериальным культурным наследием, претендует на статус Шедевров Юнеско. Я сам являюсь членом организации Юнеско, и еще в 2000-ом году был поднят вопрос, чтобы включить кай как нетрадиционное нематериальное искусство в перечень мировых Шедевров Юнеско. В Туве, в Хакассии, в Якутии музыковедческие исследования фольклора уже есть, а нам еще предстоит проделать эту работу. Но эта проблема не только у нас, она есть и у других народностей… В последнее время кай много показывается на сцене артистами, записываются диски, и это, конечно же, способствует его популяризации и изучению.

И кам (шаман), и кай сохранились благодаря кану — генофонду, крови народа. Прежние кайчы, входя в состояние транса, умели исполнять героические сказание сутками. Представляете, какой силой и энергией  обладал кайчы! И кроме того — какой памятью! Ведь, чтобы запомнить огромные тексты, память требовалась просто феноменальная. Благодаря сказаниям, исполнявшимся, например, Алексеем Григорьевичем Калкиным, можно было изучать историю древних времен. Сейчас современные кайчы пытаются сохранить то, что так или иначе пришло через кай в сегодняшний день. Если кайчы двадцать первого века не владеют какими-то техниками, которые были свойственны прежним сказителям, то они в этом не виноваты.  И наше время привносит свои трактовки в это направление. Это похоже на некий переходный период, и мне кажется, что искусство кая еще проявит себя во всей своей силе и красоте, опять же благодаря мощи генофонда.

— Каким должен быть настоящий кайчы?

— Кайчы в прошлом и в настоящем совершенно разные. Мы знаем, что в прошлом были кайчы, обладавшие необыкновенными способностями. Как Элу-Кайчы, как А.Г. Калкин…  Я считаю, что династии Калкиных надо дать особый статус увековечения вместе с постоянным бюджетным финансированием, льготами и т.д. Было бы хорошо ввести Государственную премию им. Династии Калкиных для лучших кайчы республики.

Современный кайчы должен быть музыкально и интеллектуально богатым, артистичным и обладать отличной памятью, владеть разными стилями и разновидностями горлового пения… Например, в Эпосе «Маадай-Кара» — 7 738 строк, и это все нужно не просто запомнить, а воспроизвести. Кайчы отдает при этом много сил, но так как он открыт, то и его энергия — чистая, открытая… Он как проводник между «тем» и этим миром. Он должен чувствовать природу, ведь это очень питает его силой. У каждого кайчы свои секреты, которыми он владеет, но со временем была нарушена система баланса энергий, с которыми связан кайчы, поэтому, мне кажется, что современный кайчы все же больше отдает, чем получает. Я не имею в виду зрительское внимание, которое очень подпитывает артиста на сцене, а говорю о другом, возможно, гораздо более важном распределении энергии.

— Вы сами, Урмат, когда исполняли кай на природе в последний раз?

—  Не так давно, когда был у себя на родине в Кара-Кудюре. Это очень сильные места, которые мне подарили мое будущее. Когда я приезжаю туда, то припадаю к воде моих родных речек Башкаус и Кара-Кудюр. Их вода как материнское молоко —  дает силу, ощущение связи с родной землей и душевно успокаивает. Для меня также очень важны родственные связи, ведь люди сильны друг другом…

Моя прабабушка, Анисия Белеева тоже была кайчы. Как рассказывал  Народный кайчы РА Иван Боксурович Шинжин, когда встретился с ней в 1975-ом году, «в свои 102 года, несмотря на возраст, Анисия Белеева исполняла героические эпосы…». По словам моей прабабушки, ее сказание «Маадай-Кара» отличается от одноименного сказания А. Калкина. В ее исполнении сказание приобретает совсем другие сюжетные линии. Там главный герой Маадай-Кара — младший из трех братьев, который игнорируя предостережения братьев, все время попадает в разные переделки. Из всех бед его вызволяют братья.

Мое увлечение каем проявилось еще в детстве. Отец постоянно читал мне русские народные и алтайские сказки. Язык сказок такой складный! Я до сих пор их помню… Когда  выходил на улицу, то рассказывал своим друзьям, и они очень внимательно слушали… А когда героический эпос читали, меня это очень увлекало, и потом, позже, когда слушал кайчы, то уже знал тексты и мог понять, правильно исполняет кайчы или нет. В детстве я сделал свой первый топшур, но к сожалению, не сохранил его…

Я не очень люблю исполнять кай на сцене. Когда это происходит в священных местах природы, то потоком идут образы, появляются фантазии. И это совсем другое ощущение. Люди привыкли, что если кайчы, то значит обязательно — на сцене. Но я знаю много кайчы, которые в совершенстве владеют каем, но никогда не выходили на сцену.  Они есть и среди моих друзей.

Считаю, что у каждого кайчы должна быть своя техника. Что-то неповторимое. Я сам сочинил несколько стилей, один из, например, посвящен лошадям — я очень люблю лошадей, у меня на родине есть очень красивые чубару лошади (чокыр ат), мы с друзьями на них проводим скачки…

— Известно, что к алтайскому каю большой интерес у иностранцев. Их исследования распространяются и на самих исполнителей, ведь горловое пение — уникальная техника, но насколько она безопасна для здоровья самого кайчы — это еще вопрос…

— В Кембриджском университете есть специальное отделение, которое занимается изучением этнографии во всем мире. К нам приезжала этнограф, прежде изучавшая фольклор в Монголии на протяжении пятнадцати лет. Ценно было то, что она встречалась непосредственно с исполнителями из народа. Также приезжали из Чехии, Франции, Германии и Польши… Интерес к каю огромный! Но американцы провели исследования именно исполнителей в плане влияния кая на организм. Я вместе с тувинскими и монгольскими «горловиками» участвовал в этих исследованиях в Нью-Йорке. Их задачей было — выяснить, при помощи маленьких камер, помещенных в горло кайчы, насколько вероятны изменения строения голосового аппарата в зависимости от различных техник исполнения. Они пришли к выводу, что кай провоцирует кислородное голодание в мозгу. Это связано с очень долгим выдохом и напряжением во время исполнения, гортани или носоглотки — в зависимости от стиля кая. Было сказано, что так или иначе это влияет на разные системы организма, и они страдают.

В Монголии принят закон, где труд кайчы приравнен по профессиональной вредности к труду шахтёров, в Туве тоже хотят принять определенные законы. Я думаю, что и в нашей республике нужно предпринять конкретные шаги, чтобы узаконить льготы, компенсирующие затраты здоровья исполнителей кая.

-Урмат, расскажите о музыкальных инструментах, которые помогают кайчы..

— Во многих эпосах говорится про музыкальные инструменты. В эпосе «Кан-jеерен атту Кан-Алтын» А.Г. Калкина сказано, что когда играешь на Золотом шооре, «трое усопших воскресают», а когда на Серебряном — «пробуждается зверье и птицы, домашний скот множится…» Это же красота, и хочется играть и не расставаться с ним… Если у шамана основной инструмент — бубен, то у кайчы — топшур. Он тоже схож с бубном, так как при его изготовлении используется дерево и кожа. Сегодня также делают деревянные топшуры. При чем, музыкальный инструмент кайчы часто видит во сне, прежде чем сделать его. Шоор, икили, комус — тоже часто используются кайчы. Прежде чем исполнять эпос, кайчы исполняет благопожелание топшура.

Современные кайчи используют и другие музыкальные инструменты. Когда мы с «АлтайКай» выступали в США, то использовали в своем выступлении баян, гитару и даже скрипку.

— Как кайчы предпочитают исполнять кай — стоя или сидя?

— Если кайчы встречает гостей, то кай исполняет стоя… Он передает свое настроение гостям. Также он может исполнять сидя, полусидя… Поза лотос — самый традиционный метод исполнения. Он к тому же, и наиболее медитационный — мы знаем, что эта поза распространена и в медитативных техниках, и в религиях. Стулья используются для удобства. У каждого кайчы — свой образ и почерк исполнения, варьирующийся по ритмике и стилям. Кайчы, исполняя эпос, может быть понятен и тому, кто даже слов не понимает — через изображение сюжета. И в этом раскрывается артистическая натура сказителя. Перевоплощение кайчы может быть очень сильным, и образы, которые он показывает,  достаточно ясными.

— «АлтайКай» много показывает себя за рубежом, в том числе на знаменитых сценических площадках, и побеждает на различных фестивалях. Не все знают, что «АлтайКай» занесен в книгу Рекордов Гинесса по исполнению самого долгого по временной величине кая. Где устанавливался рекорд и что интересного еще случилось за эти годы с Вашей группой, которой скоро исполнится десять лет?

-Рекорд устанавливался на Катуни, представительство «Книги рекордов  и достижений Гинесса» приехало к нам — отснять и зафиксировать наше исполнение. Мы исполняли около двенадцати часов… Но когда с начала исполнения прошло четыре часа двадцать шесть минут, мы на десять секунд отложили инструменты, и поэтому дальнейшее время нам не было засчитано…

«АлтайКай» выпустил уже двенадцать дисков… Мы гастролировали по странам Европы и Азии. Выступали на «Би-би-си» в прямом эфире. В Лондоне у нас был концерт в Королевском Оперном Доме — он состоялся благодаря организации мировой музыки «WOMEX», которая каждый год выявляет интересные музыкальные направления и в состав которой мы вошли три года назад. Там есть жюри, названное «Семь самураев», очень авторитетное, состоящее из знаменитых музыкантов. Артемий Троицкий много помогал. Перед этим  поменял сценическую расстановку артистов группы, ввел в группу двух девушек, внес изменения в исполнение и программу нашего выступления — она обогатилась женским горловым пением и танцевальными номерами… В Праге с симфоническим оркестром выступали — это был очень серьезный и дорогой проект, собравший до десяти тысяч зрителей. В США сделали гастрольный тур и выпустили там компакт-диск. В прошлом году гастролировали по Дании, Франции и т.д.. В Астане выиграли «Золотую домбру», и у нас еще много медалей  с различных фестивалей… Провели фестиваль Мировой Музыки «Алтай» при поддержке Мэрии города Горно-Алтайска и фестиваль горлового пения «Алтын-Тайга», фестиваль в Кремлевском дворце в Москве.  Мы рады представлять нашу республику и делиться своим искусством…

беседовала Екатерина Сергеева

Этим летом вышел в свет русско-алтайский информационный справочник «Алтайдынг кайчылары. Кайчы Алтая». Уникальность издания в том, что в нём собраны биографические данные об алтайских кайчы, начиная со второй половины XIX в. по сегодняшний день. В приложении диск с аудио-записью исполнителей. Брошюра содержит сведения о жизни самых знаменитых кайчы Алтая, по которым можно проследить наследственность и сохранение традиции сказительства и горлового пения. Составлена Научно-исследовательским институтом алтаистики им. С.С.Суразакова и ГУК РА «Республиканский центр народного творчества» при поддержке Министерства культуры Республики Алтая.